Частная школы «Перспектива» Наука
Концепция Условия приема Контакты
Главная страницаПед. лабораторияМетодикиКаникулыМероприятияНовостиНаши друзья

     Проект развития науки в России  

Сергей Бабундин
 

     В том, что российская наука находится в плачевном состоянии, не надо убеждать, наверное, уже никого. Об этом написано много статей и снято не меньше репортажей. Да что говорить, возьмите и пройдитесь по НИИ, и, как говорится, сами все увидите. В сложившейся обстановке возникают вопросы: как нам снова вырваться вперед и занять лидирующее место? что нужно делать и откуда можно взять средства? На эти вопросы и постарается ответить данная работа.  

     В 50-60-х годах Никита Сергеевич Хрущев принял курс на создание научных городков. Были созданы такие городки, как Дубна, Обнинск, Зеленоград, Звездный городок. Почти все эти городки выстрелили мировыми научными достижениями. Дубна и Обнинск дали нам атомную электростанцию, Звездный городок – космос. То есть, говоря конкретно – Хрущев взял и сосредоточил передовой научный потенциал на небольшой площади, тем самым повысив информационный обмен между учеными по тем задачам, которые перед ними ставила страна. Из этого можно сделать вывод, что необходимо создавать центры концентрации, где можно концентрировать людей, оборудование, энергию, а главное - обмен информацией между заинтересованными работниками.
     Одной из проблем бывшей советской, ныне российской науки была проблема внедрения научных разработок в реальное производство и реальную жизнь. Часто раньше, да и сейчас по радио, телевидению можно услышать фразу: «Ученые такого-то института разработали уникальный прибор или технологию, но заказчика на свою разработку найти так и не смогли». Чаще всего это звучит как обвинение в отказе поддерживать национальную науку. Вот, мол, какие плохие дяди, да еще и ничего святого не осталось.  

А кому эта разработка, собственно, нужна, вас кто-нибудь о ней просил? Но так однозначно к вопросу внедрения подходить тоже нельзя.
     Существует, скажем так, два рубежа науки. Первый - достижения и разработки, которые должны войти в жизнь в ближайшее десятилетие (несомненно, этот уровень должен ориентироваться на конкретного заказчика), второй – фундаментальные и экспериментальные разработки, которые сработают только в отдаленном будущем, т.е. в срок более десяти лет. Также внедрение научных открытий тормозит еще и незнание реальной обстановки на заводах (именно возможностей реальной технологии). Что фактически можно сейчас произвести, а не что написано в справочниках и учебниках. В этом контексте полезен опыт Массачусетского университета: придуманный студентами микропроцессор можно заказать и произвести на заводе, затем опробовать его на практике.
     Теперь подумаем, как исходя из современных условий стимулировать научный поиск, а значит и российскую науку.
     Нужно создать центры концентрации оставшегося научного потенциала по областям, которые страна считает для себя приоритетными - научные городки. Но хрущевская форма такого городка на сегодняшний момент устарела, да и несет с собой массу отрицательных явлений (о них будет сказано попутно). Как же должен выглядеть такой городок будущего? Выше было сказано о двух рубежах в науке (до 10 лет и свыше 10 лет). Исходя из этого, городков должно быть два типа.
     Тип №1. «Городок сегодняшнего дня» (разработки до 10 лет).
Помимо исследовательского института в городке должен находиться завод (реальный производственный цикл), скорее всего достаточно мелкосерийного производства. Это нужно для того, чтобы разработчики понимали, с какими трудностями они столкнутся на этапе внедрения. И для понимания учеными способностей современного производства внедрить открытие: можно ли использовать разработку, не меняя оборудования, или придется что-то изменить (внедрить новые машины, методы управления и т.п.). Городки первого типа необходимо связать с реальным заказчиком, заинтересованным в решении данной проблемы. Только в этом случае институт будет получать деньги, а разработки внедряться. Примером такой связки (производство + НИИ) может служить Новосибирский институт теплофизики. Возможно, из-за этого количество институтов будет небольшим, но лучше один живой НИИ, чем миллион мертвых. В эту связку необходимо добавить еще учебный институт. Хватит учить специалистов на бумаге, давайте учить их непосредственно в реальном научном и внедренческом процессе.
     То есть городок первого типа - это производство + НИИ + учебный институт.  

Из этого тройственного союза мы получаем следующие выгоды:
1) Разработки ведутся под конкретного заказчика. На практике целесообразно часть заказов разрабатывать под заказчика, а часть - на перспективу. Для создания разработок, закрывающих весь спектр десятилетнего цикла.
2) Происходит отработка технологии на этапе разработки.
3) Обучение студентов происходит непосредственно теми профессорами, которые участвуют в реальном научном поиске.
     Тип №2. « Городок дальних перспектив». (разработки более 10 лет)  

Нужны для подготовки теоретической и экспериментальной базы будущего. Строятся по схеме НИИ + учебный институт. Причем для второго типа необходима и вертикальная - двусторонняя связь, между типом один.  

Схематично это выглядит следующим образом (см. рис.1)  

Вертикальная двусторонняя связь.  


Рисунок 1.  

Что же такое вертикальная двусторонняя связь? Территориальное положение городков разного типа может не совпадать (это определяется возможностью и необходимостью), поэтому между ними существует высокоскоростная информационная магистраль (компьютерная сеть). Да и люди должны переезжать из городка в городок. Ученым это даст возможность накапливать теоретическую и экспериментальную базу, а студентам - знание того, как технология доводится до своего воплощения на производстве. Поскольку реальные средства зарабатывает городок первого типа, то благодаря введенной вертикали мы содержим и второй тип городков.
     Таким образом получается, что вертикальная двусторонняя связь – это взаимная циркуляция людей, денег и информации между научными городками разных типов. Благодаря ей снимается психологическая проблема, что одни зарабатывают деньги, а другие их тратят. При циркуляции все люди тратят и зарабатывают.
     Эти связки (дипольные города) создаются в приоритетных областях науки.  

Но на современном этапе большинство новых научных открытий создаются на стыке нескольких наук (биофизика, кибернетика и т.д.). Поэтому между дипольными городами должна существовать и горизонтальная двусторонняя связь. Она будет обеспечивать циркуляцию информации, людей и ресурсов между городками различных направлений.  

Да и студенты таких городков могут осваивать смежные дисциплины, переезжая из одного городка в другой. Например, изучая робототехнику – электронику они изучают в одном, а кинематическую часть в другом институте. Научные работники смогут формировать коллективы исходя из интересов дела, съезжаясь по необходимости в нужном городке. Это даст возможность повысить мобильность трудового ресурса.  

Получается, что конструктивно жилищный фонд городков на 50-70% должен состоять из жилья гостиничного типа.
    Циркуляцию информации между диполями необходимо провоцировать – создавать необходимые условия для взаимосвязи с целью повышения циркуляции информации и ориентации ее на деловой процесс. В данную модель необходимо ввести институт информации, в задачу которого входило бы создание виртуальных научных городков (пространств-конференций, форумов или, если на данном этапе технологии это возможно, виртуальных городков по типу лукьяненского Диптауна) для решения и постановки задач с использованием знаний из различных областей науки. Да и во внутренней сети городка такая форма была бы очень полезной для обмена информацией между лабораториями.
     Второй задачей института информации (ИИ) я бы поставил освещение успехов российской науки для всего остального населения страны (даже очень незначительных). Нужно показывать людям, что в стране не все так плохо, а то поток негативной информации просто захлестывает наши СМИ.
     Третьей функцией ИИ должно стать патентирование идей, ходящих внутри виртуальной сети, а то всеобщий бзик интеллектуальной собственности может остановить процессы циркуляции внутри научной сети.  

     Институтов информации должно быть больше чем один - для избежания процесса монополизации данных. Схематически для окончательного понимания это будет выглядеть следующим образом (см. рис.2).  

На рисунке изображена еще одна интересная деталь - институт социальной информации технологии и управления. Необходимость его диктуется следующим. Новые технологии требуют и новых методов социального управления. Из данной фразы можно заключить и функцию этой части всей конструкции.
     Теперь перейдем к вопросу патентования научных разработок. Здесь необходима помощь государства, чтобы наши патенты на изобретения были действительны и в других странах. Возможно, данная модель создаст единую сетевую научную корпорацию России, внутри которой будут фиксироваться изобретения и соблюдаться вопросы секретности разработок. Тогда в России наряду с такими корпорациями, как Газпром, РАОЕС Россия будет и еще одна – СНК России.  

Откуда брать ресурсы?
     Это самый острый вопрос сегодняшнего дня. Попробуем ответить и на него. Городки первого и второго типа можно развертывать на базе либо старых городков или институтов (реорганизовав их соответствующим образом), либо рассмотреть освобождающееся военные городки (в процессе сокращения вооруженных сил). Возможно, придется что-то достроить, но это будет несравнимо меньшие вложения, чем начинать все с нуля. Понадобятся высокоскоростные линии передачи информации (оптико-волоконные); где их брать? Известно, что такие линии есть в наличии у Газпрома и РАОЕС России, а мощности их загружены далеко не полностью. Если рассматривать данную программу как государственную, то у государства в этих корпорациях есть контрольный пакет акций. Соответственно, теоретически оно может востребовать этот ресурс (практика покажет, насколько это реально). Финансирование же новых городков науки должно происходить за счет городков первого типа (разработки со сроком реализации до десяти лет).
     При старте программы также не помешало бы и частичное финансирование государством, впоследствии сводящееся в идеале к нулю. Возможно, при реализации вскроются и другие источники финансирования.  

Области научных исследований.
     Любого вкладчика беспокоит вопрос приоритетов. В какие области вложить свои средства? Попробуем определить такие направления в науке.
1. Газовая промышленность – разработка средств контроля, транспортировки, наблюдения за газопроводами, средств и методов прокладки труб. Периферия. Двигатели. Стоит обратить внимание на разработку газотурбинных двигателей для легковых и грузовых автомобилей. Газовые генераторы, как промышленные, так и для более широкого пользователя. В общем, все, что связано с газом.
2. Информационные технологии – здесь стоит сконцентрироваться на создании нетрадиционной периферии и новом программном обеспечении. Например, создание радиоинтернет-сети, более дешевого радио сетевого оборудования, IP-телефонии, IP-телевидения и т.д. и т.п. Область, лежащая за пределами принтеров, сканеров, модемов. Примером может служить разработка программы Fine Reader и переносных радиокомпьютеров (объединяющихся в собственную сеть).
3. Робототехника и автоматика. Создание систем с высокой степенью адаптации. Автоматические производственные линии гибкие и модульные.
4. Космонавтика - во-первых, проанализировать все наши космические технологии с целью их практического применения на земле. Создание производства в космосе (сверхчистые лекарства, новые материалы, микросхемы и т.д. и т.п.). Автоматические аппараты и заводы для исследования и производства в космосе.
5. Биотехнология – производство новой пищевой продукции с помощью бактерий (пример - крабовые палочки). Переработка и получение новой продукции с помощью бактерий, грибков и других способов. Замкнутые искусственные среды (пример Биосфера-2).
6. Нанотехнологии – разработка и получение практических результатов. С целью их применения в повседневной жизни (возможны разработка и создание нанокомпьютеров).
7. Атомная энергетика: атомные электростанции, технологии по переработке ядерных отходов в более безопасный вид. Разработка ядерного реактивного двигателя (тем более что разработки до 1986 года у нас уже велись).
8. Термоядерная энергетика – создание термоядерной электростанции.
9. Авиация – удержание прежних передовых позиций. Доводка экранопланов. Военные самолеты и гражданская авиация.
10. Социальное управление – сетевые структуры управления и взаимодействия. Работа в условиях крупных сетевых сообществ.
11. Психология – мотивационная теория, теория коллективов и т.д.
12. Лазеры – плотные высокоэнергетические пучки. Передача энергии без проводов.
13. Энергетика – принципиально новые энергетические системы (пример топливные элементы и возможно революционно новые).
14. Сверхпроводимость. Возможность практического применения.  

Ссылки   Разработка сайта © NaliSoft 2005