Тренинги по русскому языку
Ирина Винокурова
Тренинг — это обретение набора-инструментария для достижения определенных целей в самообразовании.
Например, подготовка к экзамену по русскому языку в вуз, подготовка к государственной аттестации, восполнение пробелов в темах и разделах русского языка, просто увеличение скорости письма и многое другое… Когда ученик хочет и может сам учиться, то он не всегда знает, с чего начать, что повторять, что заучить, на что делать упор и т.д. То есть ему не хватает целенаправленных в данной области приемов самообразования!
Результатами тренинга являются: видение организации своей дальнейшей жизни, исходя из личной цели; выбор оптимального инструмента с учетом своих особенностей восприятия, которые познаются на данном же тренинге; повторение и обобщение курса русского языка.
Тренинг — это емко и концентрированно. А еще тренинг — это зеркало и модель жизни.
Прежде всего, это погружение в предмет, и не просто в тему, а в целый раздел (идёт 8-10 дней подряд). Это мощная концентрация правил. Все правила скомпонованы совершенно по иному принципу, нежели в учебниках. Например, орфография изучается не по частям речи, а по орфограммам.
Каждый в тренинге берет то, что нужно, и столько, сколько сможет, ведь у каждого свои пробелы, цели, физические и психологические возможности.
Делается упор на основной принцип:
В орфографии — запоминание, развитие памяти. Инструмент: приемы запоминания.
В пунктуации — структурированность мышления. Инструмент: схема предложения.
Тренинг ведут 2 преподавателя. Важно совмещение принципов: моментальной проверки и отработки ошибок в словарях! На обычных уроках это невозможно.
Нет никакого нажима на обязательное усвоение информации — у каждого есть право выбора. Механизм, например, запоминания запускается с помощью программы, которая учитывает следующие факторы: внимание, изучение, понимание, проверка, уверенность, система. Работа со словарем — один из способов повторять те слова, в которых допускаются ошибки. Есть только требование соблюдения правил для оптимальной организации процесса тренинга. Тренер создает условия для максимального эффекта от тренинга.
Нет отметок и оценок: очень важно, чтобы каждый понял, что он учится для себя. Абсолютно теряется смысл списывания!!! Непринужденная обстановка, элементы игры, перерыв — все для максимальной работоспособности каждого.
Уже прошли тренинги по орфографии (5-8 кл) и пунктуации (9-11 кл), которые были адаптированы под специфику конкретных классов. Кроме основных задач с их помощью удалось: дать базовые знания для дальнейшего изучения, узнать и придумать как можно больше приемов запоминания словарных слов, увеличить словарный запас (5-7 кл); повысить скорость письма (8 кл); повторить и обобщить разделы пунктуация и синтаксис (9-11 кл).