Концепция частной школы "Перспектива".
Уважаемый гость нашего сайта! Вы зашли на страничку школы «Перспектива», которая в этом году достигла юбилейной даты – 20 лет, что само по себе служит показателем нашей деятельности и жизнеспособности. Мы предлагаем прочитать несколько первых статей. Это наш рассказ о школе, о нашей позиции в образовании и воспитании. И, что очень важно, в развитии. Даже если вы и не выберете нашу школу, мы думаем, что эти статьи окажутся вам полезными для определения образовательной стратегии вашего ребенка.
Статья 1. Обучение
Дети учатся 5 дней в неделю. Чаще всего в день бывает по 6 уроков. Рисование в 7 классе и физкультура во всех выносятся на 7-8 уроки. Аттестация проходит каждую четверть. Каждые полгода (зимой и летом) дети сдают экзамены по 3-4-м предметам. Зимняя сессия проходит в выездном лагере, летняя – в школе.
Мы не ставим детям ни текущих, ни четвертных двоек, но не ставим вместо них и троек. Если ребёнок по какой-то причине не усвоил материал и не отчитался за это, ему следует этот материал усвоить и отчитаться. Ребёнок в школе должен научиться, а не пройти материал стороной.
У всех детей – свои способности и возможности; зная это, мы стараемся дифференцировать уровень материала, заданий, требований. При этом мы регулярно отслеживаем уровень развития каждого ученика, увеличивая трудность обучения по мере необходимости.
В нашем расписании вы не найдёте таких предметов, как мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности, экология, труд… Этот материал включён в курсы истории, литературы, изобразительного искусства, биологии. Основы техники безопасности ребята усваивают в походах и лагерях на природе: это более жизненно и понятно, с нашей точки зрения. Большое количество ролевых игр и подобных мероприятий подразумевают и немалую работу руками: дети сами делают костюмы, украшения, другую атрибутику, что неплохо заменяет им уроки труда. Зато на преподавание базовых предметов мы можем отвести больше часов, да и детям не приходится сидеть по 7-8 уроков каждый день.
В течение года мы проводим учебные лагеря. Первый лагерь начинается 1 сентября, мы выезжаем за город и учимся неделю в помещении пансионата. Учеба происходит в интересной форме, ребята быстро переключаются на учебный лад, сдруживаются с новыми одноклассниками и учителями в неформальной обстановке. Второй лагерь проводится в феврале - это экзаменационный лагерь, его цель - закрепить изученный материал, а также восполнить пробелы при непосредственной поддержке преподавателей.
В обучении мы руководствуемся следующими принципами: научность, системность, доступность, наглядность, интерактивность.
Наши учителя в своей работе зависят только от государственного образовательного стандарта; на его основе составляется программа курса, а учебники и другие пособия выбирает учитель. Это позволяет учителю знакомить детей с новыми научными концепциями, взглядами на старые проблемы; не зависеть от учебника, а брать его в помощники при необходимости. Материал в школе преподаётся более системно и глубоко, чем представляется в рекомендованных Министерством образования школьных учебниках.
Уроки проходят как в традиционных формах, так и в формах лекций, дискуссий, игр, экскурсий, лабораторий, исследований, тренингов… За 15 лет работы нами накоплен богатый опыт нетрадиционных форм проведения занятий. Это расширяет, а иногда и переворачивает взгляд ученика на урок, на предмет, на учителя, на сверстников, на школу и на мир в целом.
Мир, мы считаем, следует воспринимать целостно. Изучать его мы тоже стремимся целостно. Наше методическое открытие – пакетная система – позволяет выстраивать систематические межпредметные связи. В пакет объединяется несколько предметов, на которых требуется изучить какое-либо явление, понятие («эволюция», «равновесная система», «язык» и др.) или сформировать какое-либо умение, отработать и закрепить навык (сокращение текста, классификация, выделение признаков предмета). Это также способствует выработке компетенций.
Наши ученики открыты новым знаниям, умеют искать, систематизировать информацию, применять полученные знания и умения на практике.
Статья 2. Развитие
Сразу же стоит отметить, что мы придерживаемся классической гуманистической позиции о гармоничном развитии человека, в котором всё должно быть прекрасно: тело, ум и душа.
Развитие ребенка – это процесс сложный, непоследовательный, так что не всегда можно разработать чёткую программу действий по его осуществлению. Можно только предоставить ребенку богатую среду, наполненную событиями, качественной информацией, интеллектуальным общением. Такой мы и видим нашу школу.
Но развитие можно оценить. Какие виды мышления развиты у вашего ребенка? Какими компетенциями он владеет? Как он развит физически, эмоционально?
Развитие мышления. Мы убеждены, что правильнее всего развивать у ребенка оба полушария, поэтому технические и гуманитарные предметы нам одинаково важны. Также надо понимать, что каждый предмет развивает особое, специфическое мышление. Математика – алгоритмизированное, логическое, абстрактное, физика – конкретно-образное (перевод теории в жизнь, абстракции в конструкцию), литература – образное, рефлекторное (рассмотрение ситуации относительно себя), химия, биология – классификационное, экспериментальное, история - аналитическое и так далее. А еще мы учим переключаться с одного стиля мышления на другой, что крайне полезно для эффективной профессиональной деятельности любого человека.
На любом предмете мы развиваем у детей системное и творческое мышление.
Если посмотреть, какие виды мышления развивает тот или иной предмет, можно проследить структурную общность между предметами. Поэтому мы выстраиваем для детей межпредметные связи, иногда объединяя материал разных предметов в одном занятии или в цикле занятий, и именно эти циклы носят у нас название пакетов. Например, можно рассматривать историческую эпоху или страну одновременно на разных предметах или исследовать географический объект аппаратами географии, химии, биологии и физики. Также можно наблюдать, как модели одного предмета задействованы в другом (математика в физике, русский язык в литературе, химия в биологии и т.д.). А можно постигать надпредметные, философские понятия («классификация», «равновесная система» и т.д.) одновременно на разных предметах. Или развивать компетенции, комплексные умения (анализ, поиск информации и т.д.) Во время пакетов мы не только изучаем материал на уроках, но и ходим на экскурсии, делаем проекты (издаём газеты, проводим социологические исследования, создаём радиоэлектронные аппараты, выращиваем растения), играем в ролевые игры.
Чтобы ребёнок умел по-разному мыслить, он должен уметь применять в жизни полученные знания. Это мы называем компетенциями. На уроках, во время пакетов, ролевых игр, в лагерях мы развиваем следующие компетенции:
-
Работа с информацией (поиск, анализ, сравнение, синтез, сокращение, изложение письменно и устно, презентация).
-
Генерирование идей, их защита и внедрение.
-
Работа в команде, ситуативное лидерство.
-
Постановка цели, формулирование задачи, подбор методов её решения.
Эмоциональное развитие происходит в процессе общения в школе, в лагерях. Атмосфера в школе доброжелательная, а в лагерях ребята встречаются с друзьями из других детских коллективов, иногда из других городов. Важнейшим инструментом эмоционального развития являются ролевые игры. Переживая различные ситуации в игре (победу, поражение, предательство и др.), ребенок учится контролировать свои эмоции в реальной жизни, рефлексировать. Ролевые игры - это незаменимый инструмент эмоционального развития.
Иногда нам говорят, что у нас в школе слишком благополучно, и в жизни так не бывает, и дети не готовы к реальной жизни. Мы стараемся ввести детей во взрослый мир с его проблемами опосредованно, проговаривая проблемы и пути их решения на уроках, отыгрывая их в ролевых играх. Мы даём детям понять, что мир сложен, порой несправедлив, но у нас есть возможность его менять и не сдаваться. Кроме того, с суровыми реалиями жизни они сталкиваются и за воротами школы, поэтому здесь лучше не перекормить их этой "правдой жизни", негативом.
Эстетическое развитие происходит на уроках изобразительного искусства, на музыкальных концертах (которые проходят и в помещении нашей школы тоже), на конкурсах чтецов, в театрах, музеях, на экскурсиях.
Для физического развития мы проводим разнообразные спортивные занятия (они включают в себя силовые упражнения, развитие координации, укрепление сердечно-сосудистой системы; это не только бег, прыжки, отжимания и подтягивания, но и танцы, плавание…). В школе очень популярны походы в горы, на катамаранах, поездки за город на природу. Конечно, в походе развивается и чувство прекрасного, и сила воли, и умение взаимодействовать в экстремальных условиях, проявляются и совершенствуются организаторские способности, открывается простор для практического применения знаний из географии, физики, биологии.
Наши школьники постоянно приобретают разнообразные интересы, увлечения и умения, открывают в себе новые способности и таланты.
Статья 3. Воспитание
Мы считаем необходимым осуществлять системное воспитательное воздействие в школе. Человеческая личность формируется непрерывно, в школе ребёнок проводит большую часть своей жизни.
Школа для ребёнка является связующим звеном между домом, где его будут любить несмотря ни на что, и обществом, которое предъявляет к человеку жёсткие требования. Она должна готовить человека к жизни и деятельности в обществе. Мы стараемся прививать детям определённое мировоззрение. Наши принципы:
1. Активная жизненная и гражданская позиция. Мы не хотим растить «пофигистов». Человек, говорящий «мне всё равно», проигрывает все принципиальные схватки в жизни и не достигает ничего существенного. У ребёнка должно выработаться стремление занять твердую позицию и уметь её отстаивать.
2. Умение жить и работать в коллективе.
3. Участие в большом деле, выходящем за рамки обеспечения человеком собственного безбедного существования.
4. Ситуативное лидерство, т.е. умение становиться в лидерскую позицию в зависимости от ситуации (не путать со стремлением всегда и везде занимать верхнюю ступень).
5. Постоянное саморазвитие.
6. Сознательная дисциплина.
Учителя не противопоставлены ученикам, они составляют единый коллектив, посредством которого и осуществляется воспитание. Каждого пришедшего к нам человека мы знакомим со своими принципами: открытость, честность, доверие, взаимопомощь, ответственность. Большинство конфликтов мы решаем откровенным разговором, апеллируя к сознательности человека. Если кто-то совершил негативный поступок, то мы предлагаем «взамен» совершить что-то хорошее, полезное. Как правило, это сильно меняет представление ребёнка о себе и о мире.
Ребёнок в нашей школе оказывается в интеллектуальной, прогрессивной среде общения. Мы постоянно развиваемся, ищем, размышляем, творим, нам интересен мир, мы не боимся нового, мы хотим отвечать за свою жизнь и строить ее. В школе неформальная обстановка, но без панибратства. Учителя уважают не из страха, а из любви к нему.
Методами воспитания являются откровенные разговоры, игры и деятельность. Разговор настраивает на объективную и строгую оценку своих и чужих действий, результатов своей и общей работы. В игре человек совершает действия, которые в жизни могут обернуться чем угодно, и безболезненно для себя и других получает иногда бесценный опыт. Деятельность формирует активную творческую личность и является мощным средством социализации.
Наши дети спокойны, уверены в себе, умеют ориентироваться в незнакомой и неблагоприятной ситуации, ставить цели и достигать их. Они открыты миру и друг другу, легко сходятся с людьми; активны, нацелены на работу, созидание. В школе дружный, сплочённый коллектив, связи не распадаются даже после окончания школы или перехода в другую.