Условия приема Контакты
Главная страницаНовости школыИнтересные событияПоездки в каникулыДля учителяНаши друзья Новости

 

 

 

Речь и самоконтроль

18.09.2021

Дети используют речь, чтобы контролировать или отслеживать свое собственное поведение. Эту «приватную речь», которая может состоять из фрагментов предложений, бормотания или самоприказов, можно наблюдать уже в самом начале развития речи ребенка. Например, самостоятельно играющие 2- или 3-летние дети дают сами себе инструкции или комментируют свои действия, например: «нет, не так», «я положу туда» или «положу это». Пиаже называл эту речь эгоцентрической, но Выготский считал эту позицию ошибочной и настаивал на том, что во время приватной речи ребенок разговаривает с самим собой с целью управления поведением. Он считал, что использование речи для самоконтроля занимает центральное место во всем когнитивном развитии.

А вы когда-нибудь пользовались «приватной речью» вслух, например, в казино sol? Используете ли вы ее чаще, когда сталкиваетесь со сложной задачей? Каким образом вам помогает нашептывание или проговаривание вслух?

У маленьких детей речь с целью самоконтроля всегда «произносится вслух». У старших детей речь слышна только тогда, когда ребенок сталкивается с трудной задачей; в других ситуациях она уходит «в подполье». Например, из главы 6 вы можете вспомнить наблюдения Флавелла, обнаружившего, что младшие дети в начальной школе сами себе проговаривают перечень слов, когда пытаются их запомнить; у 9- или 10-летних детей это явление отмечается гораздо реже. Если мы объединим эти экспериментальные данные с методом информационной переработки, о которой я говорила в главе 6, то начинает складываться впечатление, что ребенок использует речь для того, чтобы напомнить себе о новой или сложной стратегии переработки информации; когда же стратегия начинает легко воспроизводиться и более гибко использоваться, проговаривание вслух больше не требуется. Данная интерпретация находит поддержку в интересном наблюдении, свидетельствующем о том, что и взрослые проговаривают вслух ход решения проблемной ситуации, когда сталкиваются с особенно трудными задачами.

Даже этот краткий экскурс в исследования детской речи указывает на то, что исчерпывающее изучение развития речи требует знаний о когнитивном развитии и социальных навыках ребенка. Лойс Блум, один из выдающихся теоретиков и исследователей речи детей, считает, что «дети осваивают язык, в первую очередь, потому, что они стараются... разделить чувства и мысли с другими людьми». Ребенок с самого рождения способен передавать чувства и мысли посредством выражения лица, а позже и жестами. Но жесты и лицевая экспрессия — несовершенные средства коммуникации; речь гораздо более эффективна. Этот аргумент еще раз напоминает нам о том, что ребенка нельзя разделить на отдельные блоки под названием «физическое развитие», «социальное развитие» и «речевое развитие», на самом деле он является согласованной интегральной системой.







 

Ссылки   Разработка сайта © NaliSoft 2005