Что предсказывают тесты?
30.10.2020Информация о долговременном прогнозе /Q-тестов обещает нам надежность теста. Что же можно сказать о валидности? Как вы знаете из вводного курса психологии, валидность показывает, действительно ли тест измеряет то, что должен измерять. Чтобы оценить валидность теста, надо убедиться, насколько значимы выявленные тестом предсказания реального поведения. В случае /Q-тестов таким центральным вопросом становится предсказание школьной успеваемости. Экспериментальные данные по этому вопросу вполне соответствуют поставленной задаче: корреляция между показателем IQ-теста у ребенка и его успеваемостью в школе обычно составляет от 0,45 до 0,60. Такая корреляция весьма значительна, но не абсолютна. В целом, она показывает, что дети, имеющие высокие показатели IQ, будут хорошо учиться, а те дети, у которых показатели IQ низкие, будут плохо справляться со школьной программой. Однако некоторые дети с высокими показателями 1{2 тем не менее ничем не выделяются в школе среди детей, имеющих более низкие показатели IQ.
Показатели IQ предсказывают как будущую успеваемость, так и текущую. Дошкольники с высокими показателями IQ демонстрируют лучшую успеваемость, когда начинают учиться в школе, по сравнению с теми, кто обладает более низкими показателями; дети в начальной школе, имеющие высокие показатели IQ, лучше успевают в старшей школе. Более того, показатели IQ предсказывают общее количество лет обучения, которое могут пройти дети. Учащиеся начальной школы с высокими IQ с большей вероятностью закончат старшую школу, получат аттестат о завершении школы с хорошими баллами и примут решение поступать в колледж.
Важно указать, что эти прогнозируемые связи характерны для всех социальных классов и расовых групп в Соединенных Штатах. Дети любой национальности и любого социального уровня, имеющие высокие показатели /Q, чаще получают положительные оценки, заканчивают старшую школу и поступают в колледж. Эти данные привели теоретиков к выводу о том, что интеллект способствует большей устойчивости ребенка. Множество исследований в настоящее время подтверждают тот факт, что дети из бедных семей, будь то белые, латиноамериканцы, афроамериканцы или представители других национальных меньшинств, гораздо чаше приобретают уверенность в своих силах и чувство компетентности, необходимые для выхода из бедности, если они отличаются более высокими показателями IQ.
На другой стороне континуума мы можем видеть, что низкий интеллект связан с различными негативными долговременными последствиями, включая неграмотность, делинквентное поведение в подростковом возрасте и криминальное поведение во взрослом. Например, в 20-летнем лонгитюдном исследовании группы детей, которые родились у чернокожих подростков в Балтиморе, Назли Бейдар обнаружила, что самым лучшим предиктором взрослой неграмотности является IQ ребенка в детстве. Эти результаты не говорят о том, что все обладатели низкого /Q неграмотны или отличаются криминальным поведением. Конечно, это не так. Но низкий IQ делает ребенка более уязвимым, так же как высокий IQ повышает его устойчивость.