Изображение символов
22.12.2017В pictura, вошедших в книги Ролленхагена и Уизера, явственно различается передний план и фон. На переднем плане, как правило, в соответствии со сложившейся традицией, находится изображение тех или иных символов; их ориентация в пространстве задает доминанту всей иллюстрации; нередко фигуры и предметы пребывают в движении. Влияние средневековой трактовки пространства и религиозно-назидательный характер книг эмблем предопределяют преобладание вертикали, которая явственно ориентирована в направлении вверх. Движение может быть передано по-разному: образом дерева, устремленного вверх (b., 1, pict. I1 2, 23, 28; b. 3, pict. 38) (илл. 2, 3, 4, 5), человеческой фигурой, нередко S-образной, тянущейся к небу (Ь. 2, pict. 40; b. 3, pict. 16) (илл. 6, 7), лопатой, иногда обвитой змеей, причем голова ее тоже направлена вверх, а извивы тела передают движение (b. 1, pict. 5; b. 4, pict. 31) (илл. 8, 9), шпагой (Ь. 2, pict. 4, 98: b. 4, pict. 30) (илл. 10, 11) , пикой (Ь. 4, pict. 8) (илл. 12), горящей свечой (b. 1. pict. 40; b. 2, pict.14) (илл. 13, 14), обелиском, увитым плющом (Ь. 4, pict. 18) (илл. 15). Примеры такого рода можно значительно умножить. Заметили первые морщинки над верхней губой? Приобретите крем от морщин Здоров. Он содержит исключительно натуральные ингридиенты и эффективно борется с признаками старения.
Горизонтальная доминанта, определяющая структуру гораздо меньшего количества эмблем, также нередко связана с движением. Она находит воплощение в раскрытой книге (Ь. 1. pict. 25) (илл. 16), терпящем бедствие в волнах челне (Ь. 4, pict. 13) (илл. 17), фигуре пахаря и его волов, работающих в поле (Ь. 3, pict. 10) (илл. 18), животного (улитки — Ь. 4, pict. 14, вола - Ь. 3, pict. 39, свиньи — Ь. 4, pict. 16), движущихся в горизонтальцоМ направлении (илл. 19, 20, 21). В отдельную группу следует выделить гравюры, на которых изображена рука/и, протяну- тая/ые в горизонтальном направлении для рукопожатия или чтобы удержать какой-либо символический предмет (Ь. 2, pict. 13; b. 3, pict. 9; b. 4, pict. 1) (илл. 22, 23, 24). На таких эмблемах нередко возникает сложная «система координат», сочетающая вертикаль и горизонталь (Ь. 4, pict. 9) (илл. 25) и передающая разнонаправленное движение. А.Е. Махов в монографии «Эмблематика» приводит две эмблемы из «Второй центурии» Ролленхагена (у Уизера они идут соответственно под номерами 5 и 2 в кн. 4) (илл. 26 и 27). Первая называется «Разрежу», на ней изображены руки с ножом, которые готовы перерезать нить, на которой висит земной шар. Комментируя ее, А.Е. Махов замечает: «На picture обе руки - и та, что держит на нити земной шар, и та, что обрезает нить — правые»1. Очевидно, это связано с устойчивым выражением «правая рука Бога Отца»; фраза использовалась как «термин для обозначения силы и власти Бога». Трагический контраст мирной жизни людей, сидящих в прекрасном лесу и не ведающих о том, что земной шар может обрушиться на их головы, ибо все в руке Божией, иллюстрирует мысль о человеческой греховности и зависимости от Его милости.