Общайтесь с ребенком тепло и эмоционально
19.09.2016От словесного общения с малышом с первых дней напрямую зависят многие важные психофизические процессы. У младенца как можно раньше должна установиться ассоциированность речи с положительными эмоциями. Он должен слышать от вас только ласковые слова, мягкую размеренную речь, нежные и веселые песенки, потешки, детские стишки и никаких криков, сдавленного гневного шепота, претензий, угроз, плаксивых жалоб, язвительных или уничижительных замечаний! Они ранят восприятие малыша (хотя он, конечно же, не понимает их смысла), и кроха получает негативный эмоциональный опыт. А как известно, отрицательные эмоции гораздо устойчивее положительных, и последствия всего лишь од ного-единственного эмоционального «взрыва» могут привести к отчуждению и психической травме даже у такого маленького ребенка.
Ваша задача — сформировать у ребенка потребность в общении. Он должен видеть, что окружающие, общаясь, обмениваются информацией, эмоциями, энергией и получают от этого удовлетворение. Если же в присутствии малыша слова используются только как инструмент для создания напряженных непривлекательных ситуаций, это может оттолкнуть кроху от речевого общения. Вы не всегда сможете выяснить причину, по которой ребенок испытывает трудности с общением, если ее корни уходят еще в доречевой период. Хотите чтобы ваш ребенок получил престижное образование? Подготовка подростков к кембриджским экзаменам откроет двери знаменитого ВУЗа.
Шаг второй. Насыщайте мир звуков для ребенка слышимой речью и развивайте интерес к слову. Создавайте вокруг малыша разнообразное речевое пространство, и для этого вовсе не обязательно все время говорить. Окружающий кроху звуковой фон сам по себе пропитан элементами речи — где-нибудь рядом обязательно работает приемник, телевизор или магнитофон.
Однако малыш не воспринимает речь в отрыве от взрослого. И не важно, обращаетесь ли вы к нему непосредственно или в присутствии ребенка слушаете радио либо смотрите фильм. И в том, и в другом случае ваше присутствие и включенность в речевой процесс имеет решающее значение. Кстати, именно по этой причине очень нежелательно, чтобы младенец большую часть дня был предоставлен самому себе в своей комнате, пока вы занимаетесь домашними делами и приходите к нему лишь покормить или переодеть. Из-за отсутствия взрослого, с которым он мог соотнести заботливо поставленную вами кассету или диск с песенками, малыш не воспринимает речевую информацию, и она попросту проходит мимо его восприятия.