Школа Перспектива
О школе | Условия приема | Контакты Версия для печати

Учеба
Лагеря
Походы
Ролевые игры
Мероприятия
Проекты
Методики
Расписание









Младшая школа (1-4)
м. Университет
тел. 720-64-09

Средняя школа (5-8)
м. Шаболовская
или Тульская
тел. 952-01-03

Старшая школа (9-11)
м. Щукинская
тел. 749-47-29

Написать нам

  В начало / Проекты

     Уж

  Содержание

Часть I    "Потерянное поколение"
     1. Нас хотят потерять?
     2. Несколько способов найти себя
     3. Вопрос?! Ответ!
     4. Взгляд изнутри
Часть II
     5. Тенденции развития личности школьника в 21 веке
     6. Мысли о будущем
     7. Отчет о семинаре по созданию сетевой игры


Часть I      "Потерянное поколение"

     Так уж получилось, что самой популярной темой последних двух месяцев на дебаре стала тема "потерянности" нынешнего поколения. Об этом много спорят, выдвигая концепции разной степени заумности и практической применимости. Почему тема вдруг возникла и так расцвела - подумайте сами. Знает ли кто-то на самом деле, какое поколение можно считать потерянным? Истинный ответ на этот вопрос может, наверное, дать только Время. Но, так как нам этот вопрос не безразличен, представляем Вам свои версии и мнения на этот счет. А мнения надо заметить весьма отличны друг от друга.

Нас хотят потерять?

Лена Постникова

     Нет, я не считаю окружающих меня людей потерянным поколением. И потом: потерянным кем? Для чего мы потеряны?
     Я думаю, дело в том, что нас хотят потерять, хотят загнать в угол, свести интеллектуальный и нравственный уровень до нуля. Но кто? Попробуйте ответить. Лично я не могу понять, кому понадобилось зомбировать нацию рекламой, отбивать у детей интерес к жизни, заменяя окружающий нас мир, красивый и богатый, на виртуальный мирок, бесчувственный и механичный. Кто хочет напрочь уничтожить в нас чувство сострадания, чувство уважения к живому, показывая в несметном количестве сцены драк и убийств в боевиках. Что там человеческая жизнь? Ничто…
     Когда случилась трагедия в Америке, и повсюду транслировали моменты разрушения зданий, первое, что пришло в голову: "Круто, как в боевике!" И я ужаснулась собственным мыслям. Там же люди… Как так можно?!
     Почему первая мысль была такова? И не этого ли добивались авторы "зрелищных фильмов"?
     Кому-то мы нужны, как отупевшая толпа. Из такого "материала" легко лепить, что вздумается. Эдакая биомасса.
     Ну и как же в таком случае быть? Как справиться с этим давлением? Думаю, выход есть. Просто не надо забывать, что у нас есть душа, что есть мир, который можно любить, что есть жизнь, которую можно сделать добрее и светлее. И при этом так много интересного, неожиданного вокруг. Надо только это разглядеть, приложить усилия и мир вокруг озариться ярким светом познания.
     Конечно, смотреть телевизор и тупо отстреливать компьютерных монстров проще. И вообще потреблять и разрушать куда проще, чем отдавать и созидать.
     Я думаю, что, несмотря ни на что, мы все-таки еще не потеряны, что у каждого в душе есть "искра божия", что способен любить и созидать. Нет, мы не потеряны! Я вижу это, когда ребята с интересом работают на уроке, участвуют в проектах. Когда они с готовностью помогают друг другу. Конечно, бороться с негативным влиянием, проявлять себя как личность это нелегко. Но мне кажется, что у нас это обязательно получится. Я в это верю! А вы?

Несколько способов найти себя

Катя Краснова

     Вот вы все говорите: потерянное поколение, потерянное поколение, и смотрите, кто потерян, а кто нет по количеству кружков, в которые ходит человек и занятости времени. Занятый человек - непотерянный? Но разве у него есть время посмотреть в душу к себе, ведь человек, не имеющий времени посмотреть внутрь себя, вертится как волчок, причем, не всегда понимая, чего он хочет, что он ищет и кто он такой. Человек должен иметь хотя бы один свободный день для отдыха (для полета) и не обязательно сидеть дома, есть масса интересных мест: спорт разных видов, цирк, театр, кино, выставки, музеи. . .
     Такой отдых всегда дает чувство радости, новые ощущения, впечатления, мысли. Позволяет переключиться, лучше понять себя. А потом с удвоенной энергией возвращаться к тем делам, которые "твои". Лишнее, создающее ненужную тебе суету, потеряется само. Понимают ли это те, кто постоянно занят? Или они просто "убивают время", боясь оказаться наедине с собой и убедиться, что внутри - пусто?
     Но мне кажется, что рано говорить о "потерянном" поколении. Может, оно еще не было найдено?

Тима Фокин

     ...Кто-то из умных людей говорит, что потерянное поколение это те, кто не может ничего сделать для государства, как-то ему помочь. Из этого заключения получаемся, что все школьники на деборе есть потерянное поколение. Поскольку это не так, значит утверждения неверны… А самое главное, кто и зачем потерял какое-то поколение и почему не найдет, если они вот тут, на ладони, вернее на деборе. А?

     От редакции: Зависит ли дальнейшее развитие государства от нынешних школьников? Конечно зависит, ведь строить будущее предстоит именно им. А вот можно ли уже сейчас сказать, что они ничего не делают и не сделают - вопрос спорный. Потеряется ли это поколение и от кого это зависит? А вы как думаете?

     Все описанное выше - философские размышления на тему. А вот что обо всем этом думает "народ? Нами был проведен опрос "масс". Его основная тема - "Потерянное поколение". После прочтения этой статьи, вы, может быть, спросите: "А, где же выводы?(!)". Заранее отвечаем: "Выводы каждый сделает сам". Итак, вот что мы увидели и услышали...

Вопрос? Ответ!

Еж, Кендр

     Вопрос первый: Как вы считаете, что такое п.п.?
     В основном, мнения разделись на два "лагеря". Первые говорили, что это старомодные люди, всякие бабки и дедки, а вторые - что это поколение не задумывающееся о будущем и живущее БЕЗ СМЫСЛА жизни и ДЕЛА(!)
     Но есть два ответа поразившие НАС:
     1) Это люди без "понтов", "понятий" (Артур, 7 кл.)
     2) Это поколение "креативных импотентов" столь многочисленых в наше время. (Фил, 11кл.)

     На второй вопрос: Вы считаете себя п.п.?
     В целом все ответили "НЕТ!". Хотя нашлось несколько честных людей, сказавших "Да" или "Наверно...". Они даже объяснили почему (например, потому что "не хотят ничего делать"). Что ж, надо быть объективными (хотя бы) по отношению к себе.

     Вопрос третий: Почему вы так считаете?
     Потому!! - отвечали "особо умные". Катя (9кл.) сказала, что она непотеряна, т.к. она "дочь интеллигенции" ("Неужели это наследственный признак?" - теперь думаем мы). Остальные же говорили, что они не такие "потерянные" (как кажутся?) Ну-ну... Очень жаль, что думать "представители масс" не очень хотят.

     Четвертый вопрос касался самого яркого события за последнее время.
     Среди названных событий лидируют летние походы и сентябрьский учебный лагерь.

     Пятый вопрос: Хотите ли вы принимать или уже принимаете участие в каких-либо делах Хавской или Дебора?"
     Многие хотят принимать (или уже принимают) участие в проектах. It is good! Но были и те, кто сказал нет... О них чуть ниже...

     Шестой вопрос: Почему?
     Ответившие на вопрос №5 "нет", сказали следущее:
     а) не люблю работать
     б) не хочу
     в) потому что я потерянное поколение (Юля, 11кл.)
     г) нет времени
     д) плохая организация процесса и, как следствие, низкая результативность. (А вот об этом стоит задуматься. Сказано верно… Так что, народ, соберитесь!)

     "Какие две книги вы прочитали за последнее время?" - это был наш седьмой вопрос. На этот вопрос ответили практически все! Народ читает, а значит, он не потерян (или потерян не до конца) и это радует!

     Эти две статьи написаны разными людьми в разное время, тема не обсуждалась и не оговаривалась заранее… Так получилось. Только стоит задуматься - почему мысли так совпали? И что с этим делать? А объединить эти статьи хочется одним названием

Взгляд изнутри

Таня В.

     ...Кто у нас непотерянное поколение? На этот вопрос было много разных ответов, но часто, отвечая, называли людей, которые могут "опускать" других, доводить или просто не вмешиваться, когда это делают другие. При этом они могут оставаться после уроков, участвуют в каких-то проектах. Можно ли считать их непотерянным поколением? По-моему, нет. Я считаю, что непотерянное поколение - это надежные люди, на которых можно положиться, отвечающие за свои слова и поступки. При этом не важно остается ли человек после уроков. Главное не то, где он работает, а то, что он делает и как ко всему относится. Наверное, чтобы не потеряться, надо просто быть Человеком, а не стадом или толпой, которую можно только дрессировать.

Наташа

     Поколение... Где потерянное, где непотерянное? Я думаю, что спорить об этом мы будем еще долго. Придем ли к единому мнению? Может быть. Сейчас только начинает вырисовываться портрет "непотерянного поколения", а признаков "непотерянности", с которыми согласилось бы большинство, пока нет.
     И оценивается это, на мой взгляд, весьма субъективно и, к сожалению, личные отношения свой отпечаток накладывают. По-моему, "непотерянное поколение" - это достаточно широкий спектр возможных представителей и не обязательно все в него входящие абсолютно одинаково смотрят на окружающий мир. Общее у них одно - они не просто смотрят, они его видят. И они понимают, что если они не найдутся сами, искать их никто не будет!!! Это их жизнь! Они неравнодушны к происходящему вокруг них, в городе, в стране, в мире. Они могут, а главное хотят быть Творцами, правда, не всегда знают "как?" Их интересы не сужаются до "заработать, поиметь и круто потусоваться". "Когда кругозор человека сужается до точки, он говорит - это моя точка зрения" (С. Е. Лец) - это не про них… Этот текст, не дополнение к предыдущим, а просто мысли вдогонку. Ведь нельзя же добавить, что представитель непотерянного поколения "должен" иметь разносторонние интересы, уважать людей, которые вокруг и не позволять себе по отношению к ним всяких (с точки зрения нормального человека) обидных слов и поступков. К этому нельзя "обязать". Может быть, желание и понимание необходимости жить так и беречь тех, кто рядом, приходит со временем, если человеку "везет" побыть в такой атмосфере и ощутить, что это действительно очень здорово, когда вокруг тебя интересно, море впечатлений, хочется работать именно с этими людьми, потому что с ними тепло и надежно? И можно не бояться "провалить" то, что делаешь, зная, что тебя не кинут в ответственный момент.
     Именно таких людей видеть рядом с собой хотелось бы. А кому не хочется общаться с людьми, которые могут рассказать что-то новое и интересное (с которыми, вообще, есть о чем говорить)? Кто выберет постоянные наезды вместо поддержки и взаимопонимания? Думаю, что никто.
     Как сделать, чтобы все было так? Просто вспомнить о том, что атмосферу создают люди. И начать с себя (если уж ты считаешь себя непотерянным!)
     "Для того, чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца. Нужен пример" А. Камю

Часть II

     По мнению следующего нашего автора именно от того, как развивается личность сегодняшнего школьника и зависит напрямую благополучие государства. А вот каким будет это развитие? Читайте дальше…

Тенденции развития личности школьника в 21-ом веке

Полина Ш.

     "Каким человеком я стал бы, если бы не был таким ребенком?" А. Камю

     Школьники на начальном этапе самоуправляемого развития личности - явление сложное, занимательное и существенное для развития общества, поскольку именно в этот период составляется первый приблизительный, план его жизни, а от того, каким наметится будущее каждого школьника, зависит и план общественной эволюции, прогресс или регресс цивилизации, обещающей быть постиндустриальной.
     Этот этап будет осуществляться людьми с новым типом мышления. Автора как преподавателя литературы беспокоит этот новый тип мышления и способы его формирования у подростков. Беспокойство также вызывает то, что тип мышления закладывается в основу типа личности, досель не известного и еще не давшего свои плоды.
     Литература (наряду с историей) представляется началом всего цикла гуманитарных наук. Она совершает экскурс в историю творческого мышления, его развития и изменения, а также в историю идей последовательно сменявших друг друга. Как существует у всего народа и у каждого отдельного его представителя историческая память, так, по мнению автора, можно говорить о такой же исторической памяти в сфере мышления (в том числе творческого) и идей. Таким образом мы подходим к важной стороне мышления любого образованного человека - к ретроспективе идей, законов развития, методов, представленных в творческой и исторической памяти человечества.
     Отсутствие гуманитарного образования у человека лишает его возможности в нужный момент представлять себе историю человеческой мысли и выбирать там нужные средства. Отсутствие культурной памяти делает его человеком, не обремененным опытом человечества, то есть ставит его на уровень человека, стоявшего у истоков многовекового культурного развития. Ему приходится тратить время на то, чтобы заново открывать избитые истины, что сокращает время развития его собственной мысли. Проблема состоит в том, что отсутствие должного гуманитарного образования - явление массовое, и последствия этого проявятся на другом уровне, так как можно будет говорить об "отсталости" значительной части человечества.
     Гуманитарное знание снова становится достоянием элиты, но в наше время это даст совсем иные результаты, нежели в любое другое. Раньше историческое настоящее определялось правящим классом, чьей привилегией и было образование. Сейчас общности правящих и "гуманитариев" могут не иметь даже точек соприкосновения, что до сих пор было немыслимо.
     Идея дифференциации знаний может привести к обособлению каждого индивида в своем поле - культурном, словесном, поле представлений и т.д. Это спровоцирует сильнейшее сужение сознания, как способности воспринимать окружающий мир (который становится все сложнее и разветвленнее), отражать и перерабатывать явления окружающего мира. Последствия для человечества представить себе пока трудно, но можно предположить, что мы останемся наедине с умными роботами и в один прекрасный момент не сможем справиться с собственными созданиями, а дальше читайте Станислава Лема.
     Сейчас невеселые прогнозы смотрятся воистину анекдотически, но человек с обедненным сознанием когда-нибудь перестает быть способным адекватно оценивать ситуацию.
     Сознание является сложнейшей системой механизмов, представлений о действительности и еще множества разнообразных компонентов; удаление хотя бы одного звена из системы нарушает всю ее работу. При отсутствии гуманитарного знания удаляется, пожалуй, слишком много, чтобы умалчивать об ущербности данной системы.
     Развитие личности школьника, как носителя несформированного сознания представляется мне в двух основных направлениях: закрепление представлений в рамках собственного, как правило, незначительного опыта и отсутствие общей потребности и способности к расширению заданного опытом поля, либо формирование исторической ретроспективы как элемента сознания, а следовательно - богатые представления о мире с позитивной установкой на расширение собственного пространства, что и делает личность достойной своего времени.

     Поколение, о котором мы сейчас столько говорим, неразрывно связано с будущим. Сбудутся ли "невеселые прогнозы " Полины или все будет совершенно иначе? Давайте поговорим о том, как видят будущее те, от кого оно зависит, кому в нем жить? (Кстати, а кого у нас больше: оптимистов или пессимистов, фаталистов или верящих в силы человека?)

Мысли о будущем

Антон, 10 кл.
     Будут космические корабли и летающие машины

ДеШура
     Нано- и биотехнологии будут окружать человечество. За дефицитом места растительность вырублена. Зато есть живые тротуары, самоочищающиеся и озонирующие воздух. Дома уходят вверх и вниз на сотни метров. Древние свалки и отходы стали ценнейшим ресурсом. На вредных работах трудятся нано-роботы. Америка добамбливает воронки Афганистана.

Санчопер
     Человечество узнает о своей ничтожной роли в мироздании, по сравнению с остальными существами, живущими на Земле, но скрывавшимися до поры. Кончится погружением в этакое тихое патриархальное новое средневековье (бегством от реальности), не в силах выдержать правды, либо гибелью человечества в хаосе общественных бурь и массового безумия.

Саша Ершов, Аня (9 кл .), Костик (10 кл.)
     В будущем планета Земля будет нежилая, так как отходами мы засорим всю Землю. Грядет серьезная экологическая катастрофа, война и гибель всего живого, кроме крыс и тараканов.

Серега Бабундин
     А может все будет так:
     Природа вымрет, мы накроем Землю стеклянным колпаком и будем жить в автоматизированном управляемом мире. Дождик по заказу, времена года и солнышко тоже. Будем летать на Марс и осваивать местные ресурсы.

     Или так?

Еж
     Оно прекрасно!!! Россия выберется из кризиса и раздавит проклятых буржуев(!). Далее мы (РОССИЯНЕ) отправимся на другие планеты... И будем там давить проклятых буржуев(!)

     А каким видите будущее вы?

     Что-то мы все о себе… Пора поговорить о событиях, которые касаются не только Дебара. Например, недавно у нас проходил ролевой семинар. Что это такое и что из этого получилось - читайте статью одного из участника семинара…

Отчет о семинаре по созданию сетевой игры

Вячеслав Рожков

     6-7 октября 2001 года в Москве состоялся семинар. Присутствовало около 30 человек из Москвы, Иваново, Владимира, Екатеринбурга (Ланс), Кемерово (Мария Фрид). Семинар проводится по инициативе Хавской.
     Центральной темой семинара было создание сетевой игры (не обязательно построенной на сети Интернет). Данный отчет не является стенограммой, а отражает личное восприятие автора.
     Первым был доклад М.Ю.Кожаринова "Сетевая игра как шаг вперед". С его точки зрения ролевое движение переживает кризис будней. В 1990-91 году, когда все начиналось, игры были новым и интересным делом. Уровень пассионарности участников был высок. Однако, утратив новизну, создание игр превращается из искусства в ремесло. На смену празднику приходят ролевые будни, и для создателей игр деятельность утрачивает интерес. В 1994 году "Осада Монсегюра" Лоры Бочаровой дала новый толчок ролевому движению. К сегодняшнему дню это направление превратилось в мэйнстрим и также становится буднями РД.
     Далее Кожаринов остановился на специфике "наших" ролевых игр. Особенностью их является реальная, а не модельная деятельность. Т.е. если в настольных играх удар заменяется броском кубика, то игры на местности предполагают пусть не смертельный, но удар. Это требует от игроков более адекватных своим возможностям действий.
     Целью семинара, по мнению Кожаринова, было создание нового типа игр, который даст толчок всему ролевому движению. Он считает, что в настоящий момент созрели предпосылки для создания продолжительной, единой игры в масштабе всей страны, объединенной общей темой. Эти предпосылки: накопленный опыт городских игр, чемпионаты игр и коммуникационная инфраструктура (Интернет).
     Вторым был доклад Вячеслава Рожкова об играх в Сети. Его тезисы опубликованы на сайте Александр VI.
     Следующий доклад, о чемпионатах игр, зачитал Борис Головацкий. Он рассказал о технологии их организации. Реальной целью чемпионата являлось создание набора документов по играемому миру. Чемпионат проводился как серия небольших игр в рамках одного мира. Каждая команда писала отчет. Отчеты можно было читать следующей команде, что создавало единый контекст игры.
     Маша Фрид рассказала о вводных в форме художественного текста. Метод этот довольно сложен и трудоемок, но дает хорошие результаты, так как игроку задается не только целевая составляющая его персонажа, но и эмоциональная. Это позволяет дать ему более адекватное представление о мастерском замысле и уменьшить труд по запуску игры на полигоне. В распоряжении мастерской группы Александр VI существует несколько текстов вводных и мы можем подтвердить их высокое качество. Однако разрешения на публикацию нет, так как игра по этим вводным еще будет проводиться.
     Ланс в коротким сообщении рассказал о том, как организовать маркетинговую работу по сетевой игре.
     Кожаринов выступил с докладом о технологии загрузочного лагеря. В нем на примере игры "Призма" он описал технологию создания глубинных конфликтов религиозного плана на игре. Применялись следующие техники:
     - создание языка путем изменения некоторых понятий - слиянием или наоборот разделением. Для усвоения изменений в языке проводился небольшой тренинг.
     - конфликт "сотворение мира" - подвижная мини-игра, в которой участники разделялись по признаку принадлежности к некоторому лагерю, соответствующему некоторому философскому понятию. Между ними устраивалась борьба, затем вводилось новое понятие, как слияние старых, и игрокам предлагалось определиться, за что они будут в дальнейшем. По окончании малой игры игрокам объявляли, что на большой игре будет то же самое, но в другой форме. На большой игре игроки невольно трактовали происшедшие события в терминах понятий малой игры.
     После этого доклада семинар перешел в режим свободного обсуждения.
     Второй день семинара был посвящен проектированию сетевой игры. Сложность проекта в том, что участники его разделены большими расстояниями (Москва, Екатеринбург и др.).
     В качестве сюжета была предложена следующая тема : мегаполис американского образца окружен негритянскими племенами (другая точка зрения - африканские дикие районы с вкраплениями современной цивилизации). В городе имеются также негритянские кварталы. Мегаполис устроен по мотивам "451 по Фаренгейту" и "Неукротимая планета".
     Административно, эта мета-игра должна быть устроена как совокупность игр, объединенных единым сюжетом. В декабре в Москве и Екатеринбурге должны пройти чемпионаты из малых игр по этой теме. Полуфиналы чемпионатов должны пройти на Сиб-коне (Томск) и на ВОЛКе (Нижний Новгород). Финал чемпионата должен пройти на Мастер-Зиланте, где встретятся команды Сибири и Европы.
     Игры чемпионата должны накопить информацию для материализации мира и подготовить большую игру (БРИГ). Больших полевых игр планируется две - одна в Москве, в мае, другая в Сибири, в августе. Накопление материалов планируется на нескольких сайтах-участниках.

И еще немного о семинаре от одного из организаторов

Леля Птичкина

     Мнения у гостей о семинаре, я думаю, сложились разные. Я успела поговорить с Юргеном, Лансом и Машей Фрид. Они были рады, что приехали, считают важным, что произошел обмен мнениями, наконец-то совершается попытка продвижения сетевой игры в разные регионы, а самое главное выработан план действий.
     Теперь мы переходим к самому главному - к итогам семинара. Мастера договорились о запуске сетевого проекта. В течение полугода, в различных городах пройдет цикл чемпионатов и павильонок. Все игры будут объединены одной тематикой, после долгих споров проект получил название "Каменный лес". Очень хочется надеется, что проект мы вытянем и он не загнется, не успев начаться.
     Но это о содержании семинара. Что касается организации, то она, конечно, была провалена. Народ приехал намного позже назначенного срока, было негде спать, и т. д. Мне не очень понятно, почему не было игр. Народ, как-то не проявил особого желания играть. Исключения составляли только школьники, которые тусовались на семинаре, в ожидании игры, и Екатеринбуржцы - народ вообще активный и живой, в отличие от остальных. Ну вот, наверное, и все. Будем ждать видимых результатов.