Про лагерь в Пензе
Журналистский лагерь закончился совсем недавно. Вернее, журналистским его называли до этого. Выяснилось, что суть его совсем не журналистсткая, (хотя и эта
тема незримо, но постоянно присутствовала), а очень даже проектная. То есть подростки впервые столкнулись с тем, что в лагере не только придумываются и
исполняются разные творческие дела, не только ролевые игры проходят, но и думаь надо. Причем структуроированно, системно, четко и логично. Если есть проект
- то конкретно на что он работает, кто за что отвечает, какие цели ставятся, какие задачи по ходу решаются. И не только думать, но и договариваться, учиться
работать в команде. Опыт явно новый. Для кого-то сложнее было первое, для кого-то второе, но результат... А кстати, каков, собственно результат и в чем его
измерять? В количестве предложенных проектов? В количестве участвующих в процессе людей? В новых навыках, которые люди получили? Вообще, можно, наверное,
придумать четкую систему критериев и оценивать лагерь исходя из них. Тоже дело. Но я здесь просто поделюсь тем, что увидела после лагеря я.
Самым ярким наверное, для меня стало появление через день после лагеря в школе человека, который, образ которого обычно, неизменен. Весь в себе, голова
опущена, темные свитера или водолазки, односложные ответы в стиле "а ничего мне не интересно". Войдя в школу и поднимаясь по лестнице, я увидела быстро
несущегося куда-то того самого персонажа в белой майке, с горящими глазами и... улыбкой на лице... что-то явно произошло. В моем понимании, это результат
того, что все твои действия в команде получали поддержку, что рядом был друг, с которым можно было говорить ночь напролет в поезде и его слова были очень
непохожи на те, которые обычно говорят тебе взрослые, но по сути почему-то очень похожи.
Другая картинка. Человек, который не бегает, а летает, его время идет значительно быстрее нашего и мы не всегда его догоняем. Были большие опасения - а что
он будет делать в лагере, где надо много думать и много сидячей деятельности. Нашел. Бегал с фотоаппаратом и его снимки были даже использованы другими
газетами. Команда назвала это плагиатом, но самооценка автора поднялась немеренно. Еще бы - именно его снимки пользовались такой популярностью. И скорости
как-то совместились.
Что вообще-то поражает в таких лагенрях - нет необходимости делать жесткий отбой и укладывать кого-то. Сами падают. Еще бы. Темп и насыщенность
деятельностью выматывают. Но при этом совершенно реально встретить в компьютерной в час ночи кого-то , доделывающего то, что не успел за день. Или
заканчивающего верстку.
В принципе, главное, наверное, что появляется после лагеря - это ощущуние ответственности. Свое дело можешь сделать только ты со своей командой. Никто над
душой не стоит, команды и ЦУ не выдает. Сам еще набегаешься, когда спросить что-то надо.Логично - тебе надо - ты и запрашиваешь. Этот опыт потом неплохо
можно использовать в обыцчной жизни. Не родители спрашивают "Сделал ли ты уроки, все ли ты понял?"."Давай я тебе объясню". Учеба и уроки - это твое, тебе
надо - ты и будешь обращаться за помощью. Смена акцентов.
И еще важный аспект - мотивация. На учебы по журналистике, компьютерной верстке и созданию сайтов ходили все. И заинтересованость была значительно больше,
чем при обычной учебной деятельности. Почему? Да потому что понятно, для чего это и как ты прямо сейчас (а не через 5-15 лет) можешь это использовать. А еще
потому, что твое умение писать или создавать сайт - это необходимое условие для того, чтобы твоя команда могла к назначенному времени выпустить газету и
создать сайт. Твое умение имеет реальное значение.И это что-то про реальную возможность побыть взрослым, к чему ты так стремишься в обычной жизни. И понять,
что взрослый - это не только возможности и превусловутая свобода - но и ответственность, обязанности, нагрузка, серьезность. Объявить и позиционироваь себя
взрослым ты можешь, а готов ли ты реально к такой социальной роли?
Много вопросов возникает во время лагеря. Много ответов приходит. Но человек, задумывающийся над тем "Чего я знаю? что я значу? что могу?" - это
развивающаяся личность. Чего, собственно, и добивались.
|