|
|||||
|
|
Как сделать игру
Как правило, любая ролевая игра состоит из трех частей: подготовка игры, ее проведение и, наконец, обсуждение. Следует заметить, что участие детей необходимо во всех трех составляющих игры. Теперь подробнее рассмотрим, из чего состоит каждая часть игры. I. Подготовка игры 1. Осознание того, на кого проводится игра - возраст, состояние группы, личностные связи, потребности, проблемы и т. д. 2. Исходя из этого, следует определить, какие цели и задачи ставятся перед игрой (необходимость снять напряжение в группе, решить какой-то конфликт, продемонстрировать неоднозначность актуальной для группы проблемы, отработать навык взаимодействия в экстримальной обстановке и т. п.) 3. Следующий этап - осознание того, какой типаж игры следует выбрать для решения поставленных задач. Здесь надо быть очень внимательным, т. к. от этого зависят многие игровые факторы - динамика, плотность и характер взаимодействия отдельный игроков, степень возможной конфликтности на игре, то, как определят для себя дети свои игровые цели и многое другое. 4. После того, как выбран типаж игры, следует осознать, как в целом выглядит игровой мир. Игра может проходить на историческом (например, Нижний Новгород 12 века или Римская империя 2-го в. н. э.), фантастическом (планета звезды Альдабаран, будущее Земли, звездолет), фентезюшном (вариации Толкиновской эпопеи, произведений Ланье, других авторов), социальном фоне (современный мир, в котором легко угадать всем известные лица и события - предвыборные кампании в регионах, сложные экономические отношения между различными производственными сферами и многое другое). Выбрав игровой мир, примерно поняв то время, в которое нас перенесет игра, надо определить границы игрового пространства. Это может быть отдельное замкнутое пространство (бункер, в котором оказываются игроки во время ядерной бомбардировки; плот, плывущий по Миссисипи), какой - то населенный пункт (город, в котором есть мэрия, два жилых квартала, городская площадь и полицейский участок), страна (может быть, несколько государств) со своими деревнями, городами, лесами и т. д., планета или ряд планет со своими космодромами и прочее, и прочее… Понятно, что игровое пространство зависит от количества играющих людей, от того, как долго планируется вести игру и, естественно, от задач и целей, которые вы преследуете.
5. Один из самых сложных и ответственных подготовительных этапов - осознание того, какими путями может развиваться игра. Здесь должно быть определенное планирование, осознание того, когда может начаться военный переворот, экологическая катастрофа, т. е. какие-то важные игровые события. Такие события могут быть простимулированы извне, например, если правителя страны играет "подставной" мастерский игрок, или когда в нужное время происходят события, становящиеся причиной других (оракулу приходит видение, которое ему нашептывает мастер, что в племени есть предатель, носящий на шее амулет в виде кувшинки; по стране проходит ураган, разрушающий все строения).
6. Помимо сюжетных линий, влияющих на развитие игры, предусматривается так называемая фоновая деятельность. Она происходит вне зависимости от того, что происходит на игре в целом и необходима для поддержания жизни или для соблюдения традиций (сбор урожая, ремонтные работы постоянно выходящей из строя производственной линии, обряд перед охотой, регулярно проводимые выборы в гос. органы, выпуск газеты). Фоновая деятельность определяет отношения в микрогруппах, предполагает получение некоторых навыков, обеспечивает деловое напряжение игры, служит для заполнения игровых пауз, когда основные сюжетные линии по тем или иным причинам затухают. 7. Этап определения и прописывания законов игрового мира и того, как они моделируются. Законы могут быть:
- социальными (сбежавшему от хозяина рабу при поимке вырывается язык - моделируется наклеиванием скотча на рот)
Также каким-то образом моделируется игровое пространство - строится тот же "бункер", определяется, из чего будет сделан "космический корабль" и т. д. и игровые предметы - бластеры, трактора, магические посохи, ковры - самолеты, машина времени. 8. Разработка правил игры. Здесь детально определяется то, каким правилам подчиняются игроки. Определяются стандарты посева полей и ухода за всходами, боевые правила, то, как на игре можно изготовить скафандр или как работать с детектором лжи. Эти правила расписываются очень четко, чтобы не возникало в результате разного их прочтения споров на самой игре. Разберем правила на примере боевых стандартов:
- Определяются виды оружия и то, как они могут выглядеть;
9. Когда игра в достаточной степени спланирована, следует расписать основные роли (верховный жрец, король, владелец флотилии, глава мафиозной структуры) и то, кто их будет играть. Ключевые роли во многом определяют дальнейший ход игры. Соответственно, важно понять, кому следует их предложить. Некоторые важные роли могут отыгрывать мастера, знающие нюансы игры заранее. При придумывании ролей учитывается их характеры, цели и задачи, отношения с другими персонажами, то, насколько это сможет отыграть конкретный человек и т. д. После расписываются "второстепенные" роли (стражники, крестьяне, паломники, роботы - слуги. Важно учитывать, что "второстепенность" ролей может быть довольно условна, ведь никому не знакомый гладиатор может стать главой повстанческого движения рабов. 10. Непосредственно перед игрой следует донести правила и личные установки до игроков. Это может быть сделано в виде рассказа, небольшой театральной постановки, расписанных на бумаге стандартов. Возможно сочетание подачи предигрового материала. 11. Изготовление костюмов и бутафории. Весь игровой антураж может быть достаточно условен (костюмы в виде повязок на головах, комната, оформленная лишь тканью и правильно расставленной мебелью). Однако лучше, если есть возможность организовать костюмерную и бутафорную мастерские, где вместе с ребятами можно изготовить к игре весь необходимый материал. Это дает вполне ясные преимущества. II. Проведение игры 1. Зачастую игра начинается с некоторой оговоренной заранее полутеатральной постановки: заключения контракта, выборы главного редактора крупной телекомпании, взрыв на военном полигоне бактериологического оружия. Пуск игры определяет ее динамику на начальный период, раскручивает некоторые сюжетные линии, оформляет "декорации", на которых развиваются взаимоотношения между игроками. От начала зависит эмоциональный фон игры, осознание игроками политической обстановки, их текущих и перспективных целей. 2. Особенностью ролевых игр состоит в том, что она может развиваться довольно спонтанно, однако это не значит, что сюжет совершенно непредсказуем. Развитие игры зависит от изначальных установок и от того, как мастера контролируют отдельные игровые моменты. Ясно, что корректировать сюжет следует только по необходимости и весьма корректно по отношению к играющим. Это достигается путем: - введения в игру новых персонажей, несущих важную информацию или владеющих большой силой; - неожиданно обрушивающихся на игроков событий (снежная лавина, эпидемия, проклятие богов). Помимо контроля сюжетных линий, мастера игры должны внимательно следить за игрой каждого человека. Это нужно как для того, чтобы выделить на игре тех, кто особенно удачно проявляет себя (милость богов, фарт, т. к. везет людям деятельностным), так и для последующего обсуждения игры. 3. Закончить игру лучше на эмоциональном и сюжетном подъеме, что обеспечивает яркость впечатлений и больше стимулов для предстоящего обсуждения ("Вот дальше мы бы наверняка…). К тому же "сильная" концовка в принципе оставляет приятные воспоминания. III. Обсуждение игры (рефлексия) 1. Обсуждение игры лучше всего проводить через 20 - 30 мин. после ее окончания, когда немного улягутся эмоции и появятся возможность к анализу случившегося. 2. Обсуждение ведется примерно по следующему плану.
- Ведущий предлагает вспомнить основные игровые моменты - какие важные события произошли.
3. Написание работ по игре. Иногда игрокам предлагается что - то написать по прошедшей игре: отчет от имени своего персонажа, творческое сочинение, рефлексию. Это позволяет еще раз трезво оценить то, что было на игре, дать анализ своим поступкам и поступкам своих товарищей.
|