Школа Перспектива
Методики | Школьные дела | Проекты | Форум Версия для печати

Общие методики
Ролевые игры
Пакетная система
Другие статьи
Предметные кафедры
Математика
История
Химия
Биология
География
Русский язык
Английский язык

Написать нам

  В начало / Методики / Пакетная система

Типы межпредметных связей

Михаил Кожаринов

     Сейчас в педагогике идет спор между двумя направлениями образования: узкоспециальным и широким. Мы являемся приверженцами последнего. Дело в том, что:

     1.    В современном постиндустриальном обществе, как отмечают социологи, человек не редко меняет профессию. Более того, происходит это порой весьма периодично: примерно раз в семь лет (плюс-минус два года). Ситуация, когда человек окончил один институт, а работает не совсем по прямой специальности, стала типичной. И это не только результат кризиса и распада нашего общества. На Западе такого явного распада вроде не наблюдается, но происходит то же самое. Это веяние, как раз новой постиндустриальной эпохи. Экономисты отмечают, что мобильность (текучесть) рынка трудовой силой повысилась в разы. Понятно, что человек с более широким образованием имеет большую свободу маневра, чем человек с узкоспециальным. Узкоспециальное образование - есть требование индустриального мира, который отходит в прошлое. Современное требование - это формирование гибко мыслящего человека, способного ориентироваться во многих направлениях человеческой деятельности и быстро самообучаться на отдельных ее участках. Всему этому и надо учить.

     2.    Сегодня новые открытия, вообще новая, так называемая, инновационная наука часто находится на стыке наук. Человек, желающий достигнуть вершин в научной деятельности должен хорошо знать несколько предметов, иначе он не сможет находиться на этом стыке. Более того, кругом и рядом понятия, выработанные в рамках одного предмета, успешно переносятся на другой, помогая существенному продвижению вперед. Поэтому требование иметь цельное образование становится необходимостью. Многие закономерности в истории постигаются через географию, а химии через физику. Экономика оказывается тесно связанной с психологией, биология с химией, история, изучающая различные менталитеты стран и эпох, с литературой и лингвистикой. Этим взаимосвязям надо учить.

     3.    Наконец, слишком независимое и малосвязанное существование школьных предметов друг от друга приводит к тому, что курсы оказываются не согласованными и сдерживают изучение друг друга. Оказывается, что математика не успевает за физикой, где рано выдвигаются требования знать векторную алгебру и производные. Это наиболее наглядные случаи. Но также неумение дискутировать и ясно излагать свои мысли, то есть область типично гуманитарных предметов, начинает тормозить и развитие точных. Отсутствие поставленной логики не дает вникнуть в философские споры или различные концепции экономики, истории, психологии и т. д. и т.п.. Согласованная подача предметов не возможна без понимания этих взаимосвязей.

     Учителям в нашей школе работать сложнее, чем в обычной. Требование простраивать межпредметные связи является для многих неожиданным. Но те, кто остаются, считают это более интересным, чем традиционное преподавание и становятся первопроходцами в достаточно неизвестной современной дидактике области межпредметных связей.
     В Школе обучение не редко построено по так называемой "пакетной системе". Предметы с простроенными межпредметными связями образуют некоторый цикл, и в течении 2-3 недель идут как некий цельный курс, объединенный общей тематикой. Как правило, за этот курс ученики осваивают некоторый раздел знаний и умений. В конце пакета происходят зачеты. Пакетная система позволяет гармонично вписывать межпредметные связи в учебный процесс.

     Годы работы привели нас к пониманию трех типов межпредметных связей:

     1.    Связи, построенные на освоении надпредметного понятия. Скажем, понятия классификации, модели, равновесной системы и т.п. относятся ко многим дисциплинам, а умения работать с источниками, реконструировать объект или явление по оборванным данным, навыки выдвижения гипотез, защиты собственных представлений в диспуте и т.д. не являются узкоспециальным, а скорее, наоборот, универсальными требованиями. Бывает, что и наоборот: полезно разобрать, что одно и то же понятие используется в разных дисциплинах совершенно в разном, и порой совершенно не сопрягаемом, смысле. Во всех этих случаях пакет строится на освоении группы этих понятий и навыков одновременно в нескольких дисциплинах.

     2.    Связи, построенные на использовании достижений одной науки для решения вопросов и нужд другой. Здесь уместно указать на использование математического аппарата для поиска решений в физике, экологии, химии; достижения лингвистики и географии для решения исторических головоломок; истории для постижения применимости экономических теорий, и наоборот. В этом случае пакет строится на разборе этих взаимосвязей и выработке навыков использования понятий одних предметов для нужд других.

     3.    Связи, построенные на разборе функционирования некого сложного мета-объекта, понять принципы работы которого можно только с применением знаний различных дисциплин. Например, океан, как явление. Тут надо знать и гидродинамику, и океаническую геологию, и биоценоз океана, и типы производств, эксплуатирующие океанические ресурсы, и экологию… Обычно пакет в этом случае строится вокруг игры или научной конференции. Часто используются и фантастика, фэнтезийные миры.

     Уже использование этих трех типов связей дают не плохие результаты в формировании цельного и гибкого мышления. Но мы не останавливаемся и продолжаем вести свой дидактический поиск. Только так можно ответить на вызовы, брошенные образованию современной эпохой.