На заглавную страницу |
|
||||||
Концепция Методики     В рамках предмета Межпредметные Ролевые игры в обучении |
Центр ролевого моделирования      Попасть в сказку - мечта каждого ребенка. Мы, взрослые, настолько привыкли к этой мечте, что уже не замечаем, хотя сотворить сказку по примеру Грея, героя "Алых парусов", вполне бы могли. Может быть, эта мечта "попасть в сказку, балладу, книжку" и подтолкнула нас когда-то заняться Большими Ролевыми Играми.       И вот "караван" двинулся в путь, и через неделю на живописных лесных лужайках, разделенных глубокими оврагами, у тихой речки появились замок, небольшие деревушки из шести-семи домиков, небольшой городок с маленькими узкими улочками, обнесенный стеной. Это, конечно, макеты, построенные из деревянных свай и фанеры, обитые картоном, обтянутые полиэтиленовыми крышами. Но мальчишек, приехавших с нами на ИГРУ, это нисколько не смущало; где еще они могут прогуляться по крепостной стене (пусть даже такой), вооружившись деревянными щитами и мечами, поотбивать атаки неприятеля,переночевать на втором этаже залоса при свете настоящих факелов. Но это только начало. Завтра все приехавшие разделятся на роли: кто-то будет герцогом, кто-то его охраной, кто-то крестьянином, а кто-то получит свой собственный домик и мастерскую в городе. ИГРА продлится без остановки четыре дня; четыре дня все будут жить в непривычном, но тем и интересном мире.       Оживет круговорот игровой экономики: крестьяне начнут обрабатывать поля, старательно боронуя их, собирая "жучков-вредителей", предварительно раскиданных Мастерами Игры, моделирующих законы природы. Как результат в конце игрового цикла соберут урожай (выдаваемый теми же Мастерами: от 300 грамм до полутора килограмм гречки, пшена или риса - кто что посадил). Ремесленники в городах начнут производство игрового оружия, ожерелий, шитье игровых костюмов. Во все стороны начнут рыскать купцы, обустраивая обмен в игровом мире; на дорогах появятся разбойники и гвардейские патрули, игровые деньги начнут переходить из рук в руки. Вот кто-то расспрашивает о страшных драконах, по слухам, водящимся на окраине игрового мира, кто-то покупает блестящий камушек у купца - амулет, призванный защитить своего хозяина; а кто-то выучивает текст страшного заклятья (и зачем оно ему понадобилось?). Теперь каждый - хозяин собственной игровой судьбы, теперь от него самого, его смекалки, интуиции, знаний, дерзости зависит, какое положение он займет на игре. Посмотрим, "кто что стоит"!       Центр ролевого моделирования, созданный на основе товарищества "Берег", проводит подобные игры на протяжении вот уже семи-восьми лет. Первоначально это были исторические игры (Северная Америка во время колонизации, эпоха борьбы городов и герцогов в феодальной Европе, Древний Рим, Киевская Русь и другие).       Что интересно: события на игре при правильном моделировании экономики, культуры, политической ситуации развиваются близко к руслу реальных исторических событий, хотя и со своими частными, персональными вариациями. По окончанию игры интересно сравнить ее ход с исторической публицистикой, собственные ощущения и переживания с образным видением данной эпохи художественной литературой. Многих игра подталкивала писать собственные мемуары, других - читать книги по эпохе игры. Как педагоги мы быстро оценили значение игры для мотивации обучения, иллюстрации глубинных социальных законов в ходе истории, детализации исторических образов, погружения в духовный мир ушедшего времени.       Вторым шагом в развитии Центра стало расширение моделирования на пространство сначала биологии и экологии (моделирование биогеоценозов и экологических катастроф), позже - работа с физическими, химическими, математическими моделями.       В конце концов за семь лет работы Центр накопил гигантский опыт по моделированию как различных жизненных и социальных клубков и конфликтных ситуаций, так и моделированию чисто предметных, учебных знаний. Выявились различные типы игр, игровые приемы в моделировании и так далее. Все это позволило нам перейти к работе по классификации игровых форм и к постановке вопроса о широком использовании игр в образовании.       Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения разрешимы с помощью методики Ролевого Моделирования.
      На сегодняшний день Центр Ролевого Моделирования занимается дальнейшей разработкой и самой методики, и форм обучения для овладения ею. Уже сейчас методика разбивается на отдельные предметные области, такие как: ролевое моделирование, алгоритмы игр, фоновая деятельность игр, этика мастера игры, стандарты правил, игровые дополнения к Ролевой игре (доМИГовые формы). Каждая из этих областей совершенствуется, углубляется, происходит оформление этих предметов в форме учебных пособий и методичек. Вместе с тем Центр готов приступить к новому этапу своей деятельности: взяться за создание полного школьного курса, базирующегося на использовании ролевого моделирования. Всех, кто заинтересован сотрудничать с Центром по разработке таких программ, мы рады видеть у себя в гостях. |